Военно-исторический музей "Владивостокская крепость"

Аватар пользователя arturus

Владивостокская крепость — комплекс уникальных долговременных оборонительных сооружений, построенных во Владивостоке и его окрестностях в конце XIX — начале XX века. При её постройке в полной мере учтён опыт Русско-японской войны, поэтому Владивостокская крепость является наиболее укрепленной из всех крепостей, строившихся/перестраивавшихся в данное время.

Строительство крепости законченно примерно на 2/3, причина этому начавшаяся первая мировая война, а следом октябрьская революция. Крепость Владивосток, одна из мощных приморских крепостей мира, создана исключительно русскими военными инженерами, строителями, саперами, солдатами. К Первой мировой войне только крепость Владивосток имела надежную оборону со стороны суши. В ней были учтены все недостатки, повлекшие падение в 1905 г. приморской крепости Порт-Артур. В то время в состав крепости входили около пятидесяти береговых батарей, способных противостоять самым мощным кораблям противника, шестнадцать фортов, десятки береговых капониров и полукапониров, большое количество опорных пунктов и сухопутных батарей. Все основные сооружения были соединены между собой дорогами, подземными кабелями связи, снабжались электроэнергией. Совместно с кораблями флота обеспечивалось быстрое развертывание минных заграждений.

Для защиты гарнизона от артиллерийского огня противника были построены семь тоннельных и одна казематированная казарма, более трех километров подбрустверных галерей и шесть километров тоннельных ходов сообщения. Сооружения крепости Владивосток возводились с учетом всех достижений фортификационной науки того времени. Они умело вписаны в пересеченный рельеф местности, что значительно увеличивало их боевые возможности. Следует особо отметить, что неприступная для врага крепость была, в основном, возведена за несколько лет, предшествующих Первой мировой войне. При строительстве в гористой труднодоступной местности, впервые в практике фортификационных работ, широкомасштабно использовали подвесные канатные дороги. Благодаря им, а также применению компрессоров, бетономешалок, электростанций и прочей механизации были достигнуты высокие темпы строительного производства. Добротность и прочность возведенных сооружений, а также их последующая модернизация позволили крепости не утратить своего значения в течение нескольких десятилетий. Это была одна из причин, из-за которой японское правительство не решилось вступить в войну против Советского Союза на стороне гитлеровской Германии.

Этапы строительства Строительство крепости по типам и масштабу возводимых укреплений делится на три этапа:
1. Создание крепости 1889—1899 гг.
2. Строительство второй линии обороны крепости 1899—1905 гг.
3. Проектирование и строительство главной линии обороны крепости 1906—1918 гг.

Строительство главной линии обороны Причины укрепления крепости 5 сентября 1905 г. подписанием мирного договора в Портсмуте, США закончилась Русско-японская война. Согласно договору Россия уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, южную ветку КВЖД до станции Куаньченцзы, южную часть о. Сахалин, и разрешела японский рыбный промысел в своих территориальных водах на невыгодных для себя условиях. Россия имела право держать в Тихом океане только два крейсера и все оставшиеся в наличии миноносцы. В этих условиях Владивосток оказался единственной военно-морской базой России на Тихом океане, ее единственным оборудованным торговым портом на Дальнем востоке и конечным пунктом Транссибирской железной дороге. Значение Владивостокской крепости резко возросло, поскольку она без какой-либо помощи флота должна была самостоятельно препятствовать всем возможным действиям неприятеля в северной части залива Петра Великого и ни при каких обстоятельствах не допустить использования им хорошо оборудованного Владивостокского порта в качестве операционной базы и пункта снабжения войск.

Однако, состояние оборонительных сооружений крепости было совершенно неудовлетворительным. Кроме того, окончание русско-японской войны совпало с известными революционными выступлениями во Владивостоке в октябре 1905—январе 1906 гг. К началу 1906 г. крепость имела около тридцати береговых батарей, многие из которых, прикрывающие наиболее важные участки побережья, были исполнены как временные, а их орудия были установлены на деревянных основаниях, среди артиллерийских систем преобладали устаревшие. И, если со стороны моря крепость была хоть как-то защищена, то ситуацию на сухопутном фронте можно было признать катастрофической. Крепостной обвод проекта 1899 г. морально устарел, поскольку подходил слишком близко к городу и не обеспечивал порт от обстрела осадной артиллерией. Кроме того, его казематированные сооружения со сводами толщиной 1,2 м не могли обеспечить защиту от огня 11-дюймовых гаубиц, которыми столь умело пользовались японцы у Порт-Артура. Этот обвод не был даже полностью сомкнут — участок оборонительной ограды от форта Графа Муравьева-Амурского до люнета № 3 так и не построили. Основными опорными пунктами на главной линии обороны крепости были два только начатых постройкой форта «Северный» и «Северо-Восточный», в течение 1904—1905 гг. приспособленных к обороне, но рассчитывать на их упорное сопротивление было нельзя.

В последующие годы решалась судьба крепости. Были созданы комиссии, которые разрабатывали вопросы об усилении Владивостокской крепости. 16 апреля 1907 г. в соответствии с высочайшим повелением Николая II крепость была перечислена в 1-й класс и ее штабу присвоили соответствующий штат.

Ход строительства

В 1910 г. сложился окончательный вариант проекта, знакомый нам сегодня своим материальным воплощением. По проекту предполагалось построить форты № 1—7 и опорные пункты литер А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и 3 по южному борту долины Седанки от Уссурийского до Амурского залива, форты № 9—12 на южном и восточном берегах Русского острова, тоннельные погреба, казематированный мясохолодильник на Первой Речке, аэродром на Второй Речке, свыше 200 км шоссированных дорог и множество других вспомогательных объектов. Артиллерийское вооружение крепости должны были составить:
* На сухопутном фронте — 1290 орудий и 268 пулеметов; из них: орудий дальнего боя — 572, орудий ближнего боя — 718, пулеметов — 268, полупудовых мортир — 64, ракетных станков — 36.
* На береговом фронте — 316 орудий и 56 пулеметов; из них: орудий дальнего боя — 212, орудий ближнего боя — 104, пулеметов — 56, ракетных станков — 36.

Гарнизон крепости должен был иметь: 48 батальонов пехоты, 15 батальонов крепостной артиллерии, восемь запряженных батарей полевых и горных, два саперных батальона, один минный батальон, один телеграфный батальон, один железнодорожный батальон, две воздухоплавательные роты, три казачьи сотни. Все укрепления, в отличие от сооружений проекта 1899 года, недостатки которых выявились еще в ходе обороны Порт-Артура, имели много казематированных и подземных сооружений, толщина бетонных покрытий беспечивала защиту при обстреле из 280-мм орудий.

Проектированием фортов на полуострове Муравьева-Амурского руководил помощник Строителя крепости военный инженер полковник А. П. Шошин, а на Русском острове помощник Строителя крепости военный инженер полковник А. Л. Федоров. Проектировщики старались не копировать типовые проекты, а в соответствии с горными условиями местности придавали фортам конфигурацию, точно соответствующую рельефу, который не нарушался, а огневые сооружения рассредоточивали на большой площади, что затрудняло пристрелку артиллерии противника. Все эти смелые отступления от установленных правил учебной долговременной фортификации в связи с весьма почтительным отношением ко всем капризам чрезвычайно пересеченной местности делают из каждого отдельного укрепления всегда оригинальный и в большинстве случаев талантливый пример современного фортификационного искусства.

Форты соединялись друг с другом кольцевой (рокадной) магистральной шоссированной дорогой, а с центром крепости — радиальными магистралями. Рокадных дорог на всем протяжении оборонительных линий было оборудовано не менее двух, чтобы иметь возможность для маневра войсками вдоль позиций даже при обстреле какого-то участка шоссе. Все дороги прокладывались по обратным скатам высот вне сферы наблюдения со стороны направлений атаки вероятного противника. Посредством подземных кабельных линий телеграфа и телефона все форты, батареи, погреба, казарменные городки и иные важные объекты были включены в коммутатор Штаба крепости.

В январе 1913 г. в упраздняемой крепости Варшава были проведены испытания на прочность, по результатам этих и других полигонных опытов рекомендовали увеличить толщины бетонных конструкций. При получении информации о первых результатах опытов, во Владивостоке, не дожидаясь инструкций и приказов, приступили к усилению бетонных конструкций. С уже готовых сооружений снимали земляную обсыпку, усиливали своды и напольные стены бутовой кладкой из прочного камня толщиной до 5 м и снова засыпали землей. Своды сооружений, подверженных прямому воздействию неприятельской артиллерии (подбрустверные галереи, участки потерн, расположенные близко к поверхности, казармы), изнутри укрепляли изогнутыми по форме потолка швеллерами, для чего пришлось вручную вырубать под них желоба. При возведении новых сооружений желоба в сводчатых конструкциях формовали заранее, а покрытия убежищ противоштурмовых орудий и кофров делали плоскими, оставляя желоба для укладки двутавровых балок вплотную друг к другу. Между покрытием и металлическим усилением набивали прослойку из асфальтобетона для гидроизоляции. Впоследствии на некоторых укреплениях от этой схемы работ отказались и стали укладывать бетон непосредственно по противооткольным конструкциям, прикрытым сверху слоем асфальта.

Бетонные сооружения на фортах проекта 1910 г. внешне отличаются от сухопутных укреплений, построенных в 1900—1904 гг. Во-первых, новые постройки, получившие в 2—3 раза более мощные, против прежнего, конструкции покрытий, значительно выше старых. Например, высота кофров от уровня земли в ряде случаев достигает 8 метров. Во-вторых, сооружения 1910 г. почти полностью лишены «архитектурных излишеств», исключением из правила можно отчасти считать повсеместное применение металлических козырьков, выполняющих функции карниза. Последнее обстоятельство отражало общемировую тенденцию к упрощению внешнего вида фортификационных сооружений, наметившуюся в 80-е годы XIX века в связи с переходом к новому строительному материалу — бетону. Таким образом, бетонные казематированные постройки 1900—1904 гг. имеют элементы гражданской архитектуры — карнизы, наличники на окнах, а также, за счет своих незначительных габаритов, соразмерны одноэтажным зданиям. Сооружения же 1910—1915 гг. представляют собой бетонные массивы, фасады которых формируются «игрой» больших, тщательно отделанных, плоскостей.

В мае 1913 г. в одном из приказов А. П. Шошин писал: «1. Все без исключения сооружения, кроме прочности и устойчивости должны быть безупречно выполнены и с внешней стороны. 2. Отсутствие тщательности работ в этом отношении, грубый и некрасивый вид постройки характеризует недостаточное внимание и любовь строителя к своим произведениям, а на постороннего наблюдателя производит впечатление небрежности. Все до последних мелочей должно быть сделано аккуратно, правильно и чисто. Все линии постройки, углы, ребра, линии пересечения сводов, плоскости, поверхности и прочее должны быть геометрически совершенно правильны, отвесные линии действительно отвесные, а горизонтальные действительно горизонтальные». Забота о внешнем виде сооружений не была каким-то личным капризом А. П. Шошина, поскольку, как он заметил в разговоре с военным министром в 1914 г.: "Основной идеей усиления крепости служит девиз: «Русские здесь остаются навсегда»

1914 г. стал переломным в строительстве — началась Первая мировая война. Сразу же прекратились поставки цемента, которые раньше осуществлялись морем из Новороссийска, поскольку Турция закрыла черноморские проливы. Первоначально темпы строительства не уменьшались, поскольку в крепости были накоплены большие запасы цемента, но с 1915 г. по мере затягивания войны ситуация стала ухудшаться. К концу 1916 г. были готовы примерно на две трети все 11 фортов (на многих из них остались не построены лишь горжевые казармы), все намеченные постройкой дороги, два опорных пункта, пять береговых батарей долговременного типа и четыре для 120-мм орудий Виккерса, 21 береговой капонир, 10 групп тоннельных пороховых погребов. На фортах и опорных пунктах «Северного отдела» было оборудовано 2641 погонный метр бетонных линий огня для стрелков, 24 барбета для выкатных орудий, построен 21 кофр и капонир для обороны рвов и проволочных заграждений (еще один кофр на форту № 6 был готов на две трети), а также четыре полукапонира для фланкирования межфортовых промежутков. Было построено 25 убежищ для выкатных противо-штурмовых орудий и пулеметов на крепостных станках, семь туннельных (в том числе три на форту № 6 и два на форту № 2) и одна казематированная казарма, 2468 пог. м подбрустверных галерей, 2756 пог. м контрминных галерей и 5516 пог. м тоннельных ходов сообщения и потерн. На фортах «Южного отдела» (Русский остров) построили 882 пог. м бетонных линий огня для стрелков, 18 барбетов для выкатных орудий, четыре кофра для фланкирования рвов (еще один двойной кофр на форту № 9 был готов наполовину). Было построено 12 убежищ для выкатных орудий, 666 пог. м подбрустверных галерей, 593 пог. м контрминных галерей и 480 пог. м потерн. До обороноспособного состояния довели еще четыре опорных пункта и семь береговых батарей.

Однако, работы военного времени по своему масштабу не шли ни в какое сравнение с мирными годами. Подписание союзной конвенции с Японией превратило Владивосток в пункт, лежащий в глубочайшем тылу. Для нужд фронта сразу же началось изъятие вооружения и различных запасов. Материальная часть крепостной артиллерии также постепенно отправлялась на фронт, причем в первую очередь из крепости изымались наиболее современные артиллерийские системы.

Крепость в последние годы

В 1917 г. строительные работы в крепости прекратились почти полностью. На фортах, батареях и иных сооружениях остались только техники-смотрители. В штабе крепости работали ликвидационные комиссии, списывая или приходуя имущество строительства. Впрочем, в это время на объектах и в Управлении Строителя Владивостокских укреплений сохранялся строгий порядок.

Агония наступила примерно через год. Оставшиеся в крепости и вернувшиеся с фронтов военные инженеры в условиях начавшейся «угольной и дровяной катастрофы», полного обесценивания денег и совершенно неясного положения с постоянно меняющейся властью, честно пытались выполнить профессиональный долг, хоть как-то противодействуя растаскиванию строительного имущества. Плавсредства Строительства, а также имущество военно-голубиной станции и телеграфной роты пошли с молотка на покрытие долгов, часть строительных материалов передали Владивостокскому военно-промышленному комитету для постройки судоверфи, а также для строительства аэродромов и ангаров во Владивостоке, Верхнеудинске, Харбине, Цицикаре, Нингуте, на станции Маньчжурия для нужд авиации войск адмирала А. В. Колчака.

В конце 1918 г. Управление Строителя Владивостокских укреплений было упразднено. Владивостокское крепостное инженерное управление просуществовало дольше — до 1923 г., выполняя функции инженерного снабжения войск и претерпевая время от времени сокращения и без того небогатых штатов. В 1923 г., уже после установления в Приморье Советской власти, крепость, по соглашению между японским командованием и командованием Народно-Революционной Армии Дальневосточной республики о демилитаризации Владивостока, была упразднена, оставшееся вооружение демонтировано, штабы и управления расформированы, а фортификационные сооружения оказались надолго заброшены.

Современное состояние

30 октября 1996 года во Владивостоке, на территории крепостной батареи Безымянная, был открыт музей, посвящённый истории Владивостокской крепости.

Достопримечательности: 
Галерея: 

Комментарии

Аватар пользователя arturus

Прокуратура Приморья  приступила к проверке сохранности памятников федерального значения, находящихся в крае.Особое внимание уделено форту №9 Владивостокской крепости, который, по сообщению диггеров, был поврежден сборщиками металлолома.

Согласно заявлению диггеров, в форте №9 вандалы сняли две старинные двери, не менее шести дверных проемов и стальные конструкции с лестниц в конце января. Теперь ходить по этой лестнице крайне опасно.

По факту разграбления форта № 9 Владивостокской крепости 10 февраля возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 158 УК РФ - кража, то есть тайное хищение чужого имущества. В ходе доследственной проверки были обнаружены и изъяты украденные металлические изделия и установлены лица, причастные к преступлению.

"Как установлено в ходе проверки, хищение металлических изделий из форта происходило в период с сентября прошлого года по январь текущего. За это время было похищено две двери и пять крышек", - прокомментировала Ирина Володина.

В ходе доследственной проверки похищенные металлические изделия нашли и изъяли 3 февраля 2011 года сотрудники милиции на пункте приёма металла на о. Русский. Кроме этого были установлены лица, причастные к совершению данного преступления.

В настоящее время проводятся первоначальные следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершённого преступления.

Расследование данного уголовного дела поставлено на контроль в прокуратуре Фрунзенского района г. Владивостока.