ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ В КУЛЬТУРНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НАРОДОВ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА

НанайцыБольшое влияние на экономическое и культурное развитие коренных народов региона оказало включение их в состав Российского государства в середине XIX века. Русские переселенцы осваивали новые земли медленно, так как почвенные и климатические условия были не совсем благоприятны для развития земледелия. Семьи переселенцев  с трудом приспосабливались к тяжелым  условиям жизни и осваивали новые для них отрасли хозяйства, в частности рыболовство. Крестьяне покупали у местных жителей рыбу, орудия лова, лодки, обувь, лыжи, переняли у удэгейцев форму рыболовных сетей. Сбор дикорастущих съедобных растений и плодов в хозяйстве тазов постепенно был вытеснен земледелием и скотоводством. Уже в начале нашего столетия тазы обратились с просьбой к Приамурскому генерал-губернатору о выделении им земельных наделов для занятия земледелием. Однако русские переселенцы и китайцы мешали им и вытесняли с удобных мест для проживания.
   Постоянные контакты с русскими крестьянами постепенно приводили к некоторым изменениям в жизни коренного населения. Появились новые занятия: извоз, огородничество, сплав леса, работа на строительстве Уссурийской железной дороги, более интенсивным стал торговый обмен, вошло в жизнь денежное обращение. Аборигены стали заимствовать срубное жилище, русские предметы труда и быта. Члены духовной миссии крестили коренных жителей, хотя в этом регионе не было ни церквей, ни  школ.
Русские переселенцы, по мере освоения Уссурийского края во второй половине XIX века, теснили удэгейцев и нанайцев и заставляли их постепенно перемещаться с реки Уссури в среднее и верхнее течение и на ее притоки: Хор, Бикин.
 

  УдэгейцыС установлением в Приморье советской власти в традиционном обществе коренных народов наступила полоса глубоких преобразований во всех сферах. Количество традиционных стойбищ резко сократилось из-за кооперации хозяйства и перехода на оседлый образ жизни. Шаманы были уничтожены полностью как враждебный класс. В период массовых репрессий советской власти пострадали многие невинные люди причисленные к агентам японской разведки. Дети насильно забирались для обучения в интернатах исключительно на русском языке, что впоследствии привело к почти полному забвению родного языка. В процессе создания колхозов вместо нескольких десятков стойбищ появились только несколько поселков: Санчихеза (Островной), Олон, Сяин, Агзу. С процессом кооперирования и создания колхозов связывается исчезновение приморской группы удэгейцев, которые расселялись по рекам, впадающим в Японское моря. Эта группа частично влилась в самаргинскую группу, частично в другие территориальные группы удэгейцев. В 1930-е годы из Хабаровского края в Приморье переселилась родовая группа орочей Симанчуков.
   Иманская группа удэгейцев в прошлом была расселена в стойбищах Вахумбе, Има-Доони, Картун, Мяолин, Правози, Сидатун, Хозенгоу, Лаулю, Туда-Ваку, Паути, Сита обосновались в селе Санчихеза. В конце 1970 гг. с. Санчихеза (Островной) перестало существовать и его жители расселились по всему краю.
   Бикинские удэгейцы и отдельные представители нанайцев из стойбищ Бынга, Давасцы, Лаухе, Метахеза, Картун, Нотовасигчи, Байлаза, Кандагоу, Хабагоу, Танцанза, Сидунгоу, Кате-Датани, Тугулу, Цамо-Дынза, Сигоу, Олон, Сяин, Тохоло, Валикан, Улунга, Янмутьхауз съехались в поселки Сяин и Олон. Впоследствии в 1960-х гг. удэгейцы, орочи и нанайцы переехали в ново отстроенный на левом берегу реки Бикин поселок Красный Яр. Дома в нем были построены по русскому образцу. В поселке была создана вся необходимая инфраструктура. Электричество в Дальнем Куте, Санчихезе, Агзу и Красном Яре  вырабатывается местными энергоустановками.
   В 1938 г. из села Михайловки Ольгинского района были выселены корейцы и туда стали переселяться тазы из разных районов Приморья. В 1950-х гг. в Михайловку переселились некоторые семьи нанайцев из Чугуевки, Сыдагоу, Сандагоу, Павловки.
   Сегодня в каждом населенном пункте, где проживают удэгейцы, нанайцы, орочи и тазы, имеются клуб, библиотека, магазины и пекарни, медпункты и больницы, школы и промышленные предприятия. Все поселки коренных жителей (кроме села Агзу) связаны с районными центрами шоссейными дорогами и некоторые воздушными линиями. Однако, в каждом селе имеется огромное количество проблем. Главными из которых являются безработица, болезни  и социальная апатия коренного населения.
 

 коренные малые народностиВ целом коренные народы Приморского края - удэгейцы, нанайцы, орочи и тазы, проживая в сложных географических условиях и нередко находясь под сильным давлением соседних мощных иноэтнических цивилизаций, сумели не только выжить, но и частично сохранили свою культуру. Причем во многих аспектах их культура является уникальным компонентом нижнеамурского комплекса общемировой культуры. Некоторые способы промыслов, сбора лекарственных дикоросов, блюда национальной кухни, элементы орнамента и фольклора, древних верований и обрядов наблюдаются лишь в этом регионе мира. Все вышесказанное обязывает очень бережно относиться к носителям этой своеобразной, хрупкой и ранимой культуры.


Приморский край