История Владивостокского порта

Аватар пользователя arturus

Еще город не был назван Владивостоком, еще не было пристани, к которой бы причалил транспорт "Манчжур", еще шумели вековые деревья на склонах пустынных сопок, а в окрестностях тигриные тропы не пересекались с дорогами людей, но уже тогда, в июне 1859 года, пророческими оказались слова графа Николая Муравьева-Амурского:"Великолепный порт! Отсюда и владеть Востоком!".Произнося эти слова на борту корвета "Америка", обходившего южное побережье Уссурийского края России с изыскательскими целями, генерал-губернатор Восточной Сибири определил будущее Владивостока и его главных ворот - морского порта.

Спустя 5 месяцев им был подписан приказ об основании Владивостока - военного поста на Великом океане. Первая пристань расположилась на месте нынешнего морского вокзала местных прибрежных сообщений, к ней приходили корветы и транспорты сибирской флотилии, доставлявшие грузы для вновь основанного поста. Через 3 года Владивосток стал называться портом, но до официального начала строительства коммерческого порта было еще далеко...

Спорили военные моряки и гражданские железнодорожники, морское министерство и органы печати, общественные деятели и высочайшие особы России: стоит ли размещать военный и коммерческий порты в одной бухте? Жизнь, однако, распоряжалась по-своему, и в бухту Золотой Рог попеременно заходили как военные, так и торговые суда. Местные судовладельцы на своих пароходах выполняли пассажирские и грузовые перевозки из Николаевска-на-Амуре, Корсакова, портов Японии и Китая. К пристани швартовались суда иностранного флота из Англии, Германии, Норвегии. 10-тысячное к тому времени население Владивостока нуждалось во множестве хозяйственных и строительных материалов, доставка в город которых возможна была только морским путем.

С началом строительства восточного участка Уссурийской железной дороги в 1891 году вновь встает вопрос о строительстве коммерческого порта. Была создана высочайше учрежденная комиссия, которую возглавил генерал-лейтенант Н. Петров. После изучения дел на месте комиссия высказалась за существование в одной бухте военного и гражданского порта. Наконец 10 мая 1896 года император Николай II утверждает Положение о строительстве порта, в котором говорилось: "Коммерческий порт строить в бухте Золотой Рог... к югу, к мысу Эгершельд".

10 октября (27 сентября по старому стилю) 1897 года были заложены первые двухтысячепудовые массивы в причалы будущего порта, что дает основание считать этот день днем его рождения. С тех пор его история неразрывно связана с историей России.

Русско-японская, гражданская и Великая Отечественная войны накладывали фронтовой отпечаток на работу порта. В послевоенные годы он развивался по планам текущих пятилеток, неуклонно наращивая грузооборот, развиваясь как в плане строительства новых причалов, объектов и сооружений, так и социальном, организационном плане. Спустя столетие в порту насчитывается 17 причалов с общей протяженностью линии в 4,5 километра.

Долгое время порт был закрыт для захода иностранных судов, что объяснялось тогдашней военно-политической доктриной государства. С 1991 года порт вновь открыт, что позволило значительно расширить контакты с зарубежными перевозчиками грузов. Сегодня торговыми партнерами порта являются около двух десятков стран. Наибольшее количество экспортных грузов направляется в Китай, Южную Корею и Японию. В импортном потоке преобладают грузы из Южной Кореи, США и Японии. Порт перерабатывает и каботажные грузы, обеспечивая грузопоток на Чукотку, в Арктику, на Сахалин и Камчатку.

Экономические реалии того времени продиктовали также необходимость совершенствования управления производством. Почти одновременно с акционированием порт постепенно, оставив в своих руках стратегическое руководство, стал преобразовывать свои бывшие структурные подразделения в самостоятельные предприятия путем передачи им в аренду основных производственных фондов, собственником которых и по сей день остается акционерное общество "ВМТП". Так родилось несколько стивидорных компаний, самостоятельными стали портовые мастерские и гараж внутрипортового транспорта, а также многие подразделения порта.

Для решения общих проблем вышеназванные предприятия объединились в ассоциацию с одноименным с портом названием - ассоциацию "Владивостокский морской торговый порт". Новая структура предприятия максимально приближается к международным стандартам ведения портового бизнеса.

В 1995 году порт Владивосток был принят в члены Международной ассоциации портов и гаваней, что значительно повысило его рейтинг среди портов России. Порт Владивосток знают как побратима портов Такома (США), Ниигата, Фусики-Тояма (Япония), Далянь (Китай), Гаосюн (Тайвань). С каждым портом-побратимом существует программа дружеских отношений, обменов визитами, в том числе и детскими делегациями, проведения фестивалей городов-побратимов. Все это выполняется на практике, всемерно способствуя укреплению дружбы портами Тихоокеанского побережья, а также зарождению новых грузопотоков.

Порт является основой города - именно от берегов бухты Золотой Рог, на которой и расположен порт, началось строительство города на Тихом океане. Сегодня Владивосток разросся далеко в глубь полуострова Муравьева-Амурского, но по-прежнему центром города является порт как ворота не только в Приморье, но и в Россию.