2009 год в Приморье вернулись староверы из Южной Америки

Аватар пользователя primkray

В Приморский край из Южной Америки в 2009 году вернулась группа соотечественников-старообрядцев. Новая община - всего в ней 14 человек - поселилась в приморском поселке Дерсу - на родине прадедов. Почти век назад предки-старообрядцы уехали с Дальнего Востока за океан, опасаясь гонений.

Старейшина общины Федор Килин сожалеет, что создать крепкий хутор пока нет возможности. Жить в России поселянам приходится по временному разрешению и поэтому обзавестись собственным хозяйством на законных основаниях нельзя. "На работу нельзя. Землю нельзя получить. И вообще все, чего бы только государственного, не коснись. Ничего нельзя", - сокрушается Килин.

По закону, чтобы получить российское гражданство, нужно прожить в стране не меньше 5 лет. Иначе ни землю в аренду нельзя взять, ни леса на постройку жилья не выпишут. Вернувшиеся в Россию соотечественники временно поселились в ветхих заброшенных домах. Отопление в домах печное, поэтому основная проблема - дрова. Поселок Дерсу окружает национальный парк, и любые рубки леса здесь запрещены законом.

"Нельзя дрова пилить. Лес стоячий. Хоть и сухой, сушина, нельзя брать ее. Только можно лежачее. Но лежачую, какую ты деревину найдешь, чтобы она была не трухлая и не гнилая?", - рассказывает старовер Петр Фефелов. Запасов топлива хватит еще на пару недель. Пока в печку идут поленья, которые подарил сосед-предприниматель. Власти района обещали подвезти еще, но признаются, что доставлять сюда дрова затруднительно и невыгодно. До райцентра - почти 100 километров.

Когда около года назад в Дерсу приехали староверы, население поселка в выросло более чем в два раза. Переселенцы говорят, что готовы собственным трудом возродить старинное село и дать ему новую жизнь. Им нужно только немного помочь на самых первых порах.

С осени староверы уже успели засыпать в погреба и амбары овощи и злаки. Все выращено на брошенных землях Дерсу. Недавно завели в сараях кур и коров. "Молоко доим, у нас есть сепаратор, сметану отбираем, потом из этого сыр делаем, творог. Корова, говорят, во дворе - калач на столе", - поясняет житель поселка Петр Фефелов.

Вся женская половина общины в свободное время занимается вышиванием. "Все вышивают взрослые. И ребенку тоже охота. Она начинает спрашивать. Ему дадут пяльца и иголочки, и он начинает вышивать. Как попало начинает. Дальше больше, так и вышивают", - поясняет Агафья Фефелова.

Ярко расшитые полотенца, салфетки и рубахи идут на продажу в город. На первых порах община пытается заработать на жизнь. Хотя кто-то из местных жителей утверждает - переселенцы сами выбрали слишком далекое и забытое село. Но старообрядцы говорят, что стремились жить именно на родной земле, хранить веру и обычаи в стороне от мира. Как рассказал один из репатриантов старовер Георгий Мурычев, ему в России все понравилось: "Я жене сразу сказал, что как домой приехали. Лес богатый, все очень красиво". "У нас всегда говорили, что Россия, матушка Россия, что вот какая вот она. Все наши бабушки и дедушки всегда хвалили", - добавляет Елена Мурычева.

Староверы очень хотят остаться. Ведь если вернуться в Южную Америку - будет стыдно признаться, что родная земля не приняла.