Краткий путеводитель по крепостным укреплениям города Владивостока

Аватар пользователя arturus

Старая крепость Владивостока, Укрепления крепостного обвода проекта 1899 года.

 

Крепость ВладивостокаОдной из самых интересных достопримечательностей Владивостока являются довольно хорошо сохранившиеся до наших дней крепостные сооружения начала XX века. В городе было построено две морские крепости - старая и новая. Эти грозные оборонительные сооружения, построенные в революционный для всей российской фортификации период - совершенно различны по своей конструкции и принципам строительства. И в них как в зеркале отражается бурное развитие русской инженерной мысли начала XX века.

 

Для того, что бы понять, что такое крепость и крепостной форт, нужно немного углубиться в историю строительства крепостей. В стародавние времена, наши предки быстро поняли, что для того, чтобы защитить нажитое от супостата, нужно огородить свое добро забором, а еще лучше стеной. Вскоре они придумали возводить в углах стен круглые башни, для защиты оных, поскольку угол представлял весьма удобное место для штурма. Перед стеной часто выкапывались рвы, а чтобы затруднить их преодоление, пускали в них воду. Но, вот, один человек изобрел пушку, а другой решил установить ее в крепость, так в крепостях появились специальные пушечные укрепления, называемые бастионами, тыльная часть которых именовалась горжей. Путь к бастионам преграждал сухой ров, в котором устраивались ловушки - палисады, поскольку устройство рва с водой требовало не только источника воды, но и больших затрат по его содержанию. Но в один прекрасный момент пушки стали нарезными, а дальность и точность их стрельбы возросла многократно, тогда бастионы отделились от крепостных стен - куртин и стали самостоятельными единицами - фортами, а крепостные стены вообще исчезли. Артиллерийский огонь заставил строить скрытые ходы для прохода к различным частям укреплений - потерны, а оборону сухих рвов производить из специальных казематов - кофров.

Началом строительства системы укреплений Владивостока стало укрепление интересов России на Дальнем Востоке, что привело к необходимости укрепления вновь приобретенных рубежей, строительства городов и защищенных военных баз. Из-за определенных природных особенностей, Владивосток не рассматривался как первостепенно важный военный порт, зимой главную бухту сковывал лед, затрудняя действия военных кораблей и лишая их надежного укрытия. Посему, основные силы молодого Тихоокеанского флота были сосредоточены в незамерзающем Порт-Артуре. К концу XIX века, Владивосток не имел сколько-нибудь значимой защиты от нападения врага с суши, за исключением старых полевых укреплений, глубоко вошедших в сектор городской застройки и как следствие этого, утратившими свое оборонительное значение. Но усиленное развитие Японии, и ее быстрое превращение в современное индустриально развитое государство с агрессивными намерениями по отношению к Китаю привело российское военное командование к необходимости укрепления порта Владивостока и его превращению во вторую, независимую базу флота. К сожалению, отсутствие достаточного финансирования, а также определенные трудности с поставками строительных материалов, заставили Владивостокских фортификаторов во главе с начальником инженеров К.Ф. Чернокнижниковым, использовать наименее затратные проекты крепостных укреплений. Ими стали полудолговременные форты профессора Николаевской военно-инженерной академии Н.А. Буйницкого, в которых основную часть защиты представляли земляные валы и отсыпки, количество бетонных, казематированных сооружений было сведено к минимуму. Толщина сводов бетонных казематов рассчитывалась на сопротивление обстрелу орудий калибра не более 152мм, так как считалось, что на то время орудий большего калибра у армий Японии и Китая не существует.

Проект был достаточно дешев, и позволял возвести укрепление за короткий период времени, однако, на тот момент времени, большинство типовых проектов крепостных укреплений разрабатывалось для использования в районах европейской части страны, и возведение их в условиях ландшафта южного Приморья потребовало не только определенной доработки, но и увеличения финансовых затрат.

Рассматривая предложенный проект крепостного обвода, военный министр А.Н. Куропаткин посчитал линию обороны слишком затратной, растянутой и требовавшей для занятия слишком большого количества войск. Для выработки нового проекта во Владивосток в 1899 г. Был командирован военный инженер, полковник К. И. Величко, которому дали четкие указания о необходимости сокращения линии обороны, чтобы максимально уменьшить численность гарнизона крепости, не считаясь с возможностью бомбардировки бухты Золотой рог со стороны суши. В результате, Владивосток получил крепостной обвод, практически вдоль городской черты.

Основными укреплениями новой крепости стали видоизмененные, полудолговременные форты Буйницкого и форты Величко, используемые в качестве главных опорных пунктов. В фортах с целью экономии средств, были частично или полностью убраны некоторые элементы первоначального проекта, что снижало их обороноспособность. Тем не менее, к 1903 году крепостной обвод был завершен, и Владивостоку был официально присвоен ранг военно-морской крепости.

 

 

 Но эта крепость просуществовала недолго. События Русско-Японской войны и героическая оборона Порт-Артура показали несовершенство полудолговременных оборонительных сооружений проекта 1899 года. Полное уничтожение флота в войне и запрет на дальнейшее использование морских вооруженных сил на Тихом океане потребовало изменения всей системы обороны Владивостока, ставшего после сдачи Порт-Артура единственной военной базой России на Тихом океане. В 1906 году, укрепления проекта 1899 года были признаны морально устаревшими и не отвечающими современным требованиям, предъявляемым к фортификационным объектам. Выведенные за штат, они частично использовались военными, а частично исчезали под городской застройкой.

В настоящее время, из всех сооружений крепостного обвода проекта 1899 года в относительной сохранности находятся, временное укрепление N1, форт Графа Муравьева-Амурского, Саперный редут и форт Графа Суворова. Сильно повреждены городской временное укрепление N2 и редут N5. Практически полностью уничтожены: Люнет N1, люнет N2, люнет N3 и форт Линевича.

Но, несмотря на свое прошлое, укрепления проекта 1899 года представляют большой интерес, который заключается в том, что они, в некоторой степени, идентичны укреплениям Порт-Артура, что позволяет понять некоторые действия русских войск во время русско-японской войны 1904-1905 гг.

  Автор С.А. Гуляев

Комментарии

Я бы попросил внизу ссылочку на первоисточник поставить с фамилией автора.
С уважением, С.А. Гуляев

Аватар пользователя primkray

Поставил автора. После регистрации Вы сможете самостоятельно редактировать и добовлять новые произведения.