Шебеко Кирилл Иванович

Кирилл Иванович Шебеко Родился 20 мая 1920 года в селе Циммермановка Хабаровского края. Супруга - Шебеко Людмила Васильевна (1921 г. рожд.). Дочери: Лилия (1946 г. рожд.), Ольга (1950 г. рожд.).

В 1940 году окончил Благовещенское художественное училище. С 1941 по 1942 год участвовал в Великой Отечественной войне. Награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Славы III степени, медалями.

В 1943 году поступил и в 1950 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств в Ленинграде. С 1950 по 1968 год работал преподавателем во Владивостокском художественном училище. С 1968 года по настоящее время - профессор кафедры живописи и рисунка Дальневосточного государственного института искусств.

Начиная с 1951 года принимал участие во Всесоюзных, республиканских, зональных, краевых выставках, а с 1955 года - за рубежом, в том числе в Югославии, Польше, Чехословакии, Болгарии, ГДР, Индии. Персональные выставки художника состоялись в Москве, Ленинграде (1981 г.), Саппоро (Япония, 1992 г.).

С 1951 года - член Союза художников России. Являлся членом правления Союза художников РСФСР (1960-1972 гг.), членом правления Союза художеств СССР (1972-1977 г.). В 1962-1974 годах возглавлял Приморскую организацию Союза художников РСФСР. В 1969 и 1980 годах избирался председателем зонального выставочного комитета Дальнего Востока.

Среди наиболее известных произведений: "Багульник" (1954), "Яхты" (1959), "На рыбокомбинате" (1955), "И на Тихом океане свой закончили поход" (1959), "Крабы" (1960), "Портрет Аллы Старовой" (1960), "Рыбокомбинат" (1960), "Яхты" (1960-1961), "Курильские краболовы" (1963), "На крабовую путину" (1964), "Воздушный почтальон" (1966), "Солнечный день" (1966), "Северята" (1967), "Чукчи вышли в море" (1967), "Расставание" (1967), "Труженики моря" (1967), "Богатства тундры" (1967), "Первый патруль на Чукотке" (1968), "Воздушный почтальон" (1967), "Завтрак в пути" (1969), "Осенний хоровод" (1969), "К вершинам Чукотки" (1969), "Герои Даманского" (1969), "Портрет пограничника Щуракова В. С." (1969), "Северный порт" (1969), "К вершинам Чукотки" (1970), "Первый патруль на Чукотке" (1970), "Камчатка" (1971), "Порт Анадырь" (1972), "На самой северной заставе" (1972), "Северное сияние" (1972), "Бухта Провидения" (1974), "Аэропорт в горах Камчатки" (1974), "Порт Владивосток" (1974), "Холмистые дали Чукотки" (1974), "В просторах океана" (1975), "Эстафета связи" (1975), "Таежный аэропорт" (1976), "Молодость Чукотки" (1976), "Цветет верба" (1976), "У берегов Камчатки" (1978), "В долинах Сихотэ-Алиня" (1978), "Почтовый рейс" (1978), "БАМ работает" (1980), "В тихой гавани" (1980), "У берегов Камчатки" (1982), "У Шикотана" (1982), "Порт Владивосток" (1983), "Северный аэродром" (1985), "В горах Сихотэ-Алиня" (1986), "На севере Камчатки" (1990), "Весна Камчатская" (1992), "Отдых в пути" (1993), "Бухта Провидения" (1995), "Юкольники" (1995) и другие.

Работы К. И. Шебеко находятся в Государственной Третьяковской галерее, в собраниях Дирекции выставок художественного фонда СССР и РФ, Министерства культуры СССР и РСФСР, в музеях Владивостока, Комсомольска-на-Амуре, Южно-Сахалинска, Холмска, Хабаровска, Читы, Пензы и других городов, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

К. И. Шебеко - Заслуженный художник РСФСР (1966 г.), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1981 г.), член-корреспондент Российской Академии художеств (1995 г.), член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (1999 г.), профессор. Награжден многочисленными дипломами и грамотами Министерства культуры СССР и РСФСР, Союза художников СССР и РСФСР. Его творчеству посвящены многочисленные публикации в центральной и краевой периодической печати.

Любит читать книги по искусству. Увлекается садоводством.

Живет и работает в городе Владивостоке.

К.И.Шебеко страстно предан северной теме. Его отличает большой масштаб дарования, мастерства и, самое главное, свой, неповторимый подход к изобразительной интерпретации Севера. Его восприятие Севера выражается в собственных словах художника: <Север при всех своих исключительных условиях является частью большой современной жизни нашего века и нашей страны. Лицо современного Севера мне более всего интересно и дорого>. Любой пейзаж Шебеко воспринимается как задуманная, построенная, выверенная работа. Это всегда пейзажи-картины, образы-обобщения северной природы. Они непременно вбирают в себя приметы человеческой жизни и деятельности. Природа у Шебеко прямо ведет к человеку, для которого она <мастерская, и человек в ней работник>. Рассказывая о своем творчестве, Шебеко говорит: <Мне всегда хочется в линейный ритм картины, в ее цветовой строй ввести органичным и неотъемлемым элементом упряжку с россыпью собак, цепочку геологов на склоне таежной сопки, яркие пятна почтовых самолетов в тундре, проблески проводов на хмуром небе, акульи тела лодок у причала далекой базы... Ведь в нашем крае человек часто оказывается один на одил с природой - геолог в тайге, рыбак в море, пограничник у Тихого океана>. И даже когда природа бывает у него безлюдной, ее огромный величавый мир мыслится как подвластная человеку-труженику территория его родной земли. На ее фоне особенно остро воспринимаются жизнестойкость, цепкость и выдержка человека. Следы его деятельности Шебеко предъявляет нам как ценные свидетельства человеческой воли и возможностей.

Недаром художник так любит изображать корабли, пришедшие к северным причалам издалека, аэродромы, серебрящиеся от самолетов, тонкоствольные антенны среди тундры, улавливающие московские радиоволны. Он не обособляет Север в замкнутый мир, а подчеркивает то, что соединяет его со всей страной. Пожалуй, ни один из художников северной темы до Шебеко не передал так увлеченно наступательную энергию освоения Севера, созидания качественно новой жизни в высоких широтах, изменяющей традиционные представления о Севере. Каждый географический регион имеет свои изобразительно-художественные особенности, укорененные глубоко в его природных условиях. Не учитывать их, например, на Севере - значит ограничить свои возможности проникновенного его постижения. Сам Шебеко пришел к этому выводу как к выстраданной истине: <Север заставил меня, наконец, писать скупыми и ясными отношениями [...] Там каждый цвет, каждый предмет читается определенно. Из-за эфирной чистоты кристального воздуха расстояния там скрадываются и планы сближаются. Чтобы передать этот природный феномен, я сознательно начал уплощать пространство. Сочетать близкое и далекое на плоскости, как на ковре, без пространственных разрывов, без таяния цвета в глубине, с максимальным сохранением цветности каждого пятна>.

При взгляде на полотна Шебеко вы всегда ощутите четкий, упругий, как бы скандированный ритм линий, <прошивающих> разнообразнейшим узором всю живописную поверхность холста и его неглубокое пространство. Причем эти узоры очень живы и органичны. Они порождаются рисунком скал, гор и льдин, цветущей и запорошенной снегом тундры, хороводом деревьев по склонам сопок. Их рисунок подсмотрен в очертаниях облаков, у холодных, тяжелых, как ртуть, северных волн. Временами в работах Шебеко разнообразие ритма бывает изощренно богатым. Ритмические линии, как голоса в классической фуге, то идут рядом, то сплетаются, то контрастируют, а затем согласовываются, создавая вместе зримую и трудно передаваемую словами музыку.Чаще всего ее мелодия сурова, возвышенна, величава, как хорал. Все это - результат сознательно продуманной художественной организации холста. Тема сама по себе, как бы важна она ни была, для Шебеко еще не все. Она должна обязательно пройти через его личное эстетическое восприятие. Только в подобном преломлении тема обретает типизирующее, завершенное воплощение.

Многим работам Шебеко свойственна эпическая мера обобщения. Все его картины вместе - это сага, повествующая о людских деяниях на северной земле. И, как всякий эпос, творчество Шебеко имеет своим стержнем героику. Она в повседневности освоения Севера и словно не замечаема самими его людьми. Но зритель, особенно незнакомый с Севером, улавливает героический подтекст картин Шебеко сразу

Ваша оценка: Ничего Средняя: 4.8 (4 голосов)

Приморский край