Чеботарев В.С.

Важную роль в приморской графике сыграло творчество В. С. Чеботарева. Во многом благодаря ему искусство приморского эстампа в 1960-х годах заслужило зрительское внимание и уважение: и сточки зрения содержания, и в отношении мастерства оно стало выдерживать сопоставление с живописью. Чеботарев первым в Приморье продемонстрировал специфические возможности этого вида искусства. Он вошел в ряд ведущих художников Приморья еще в начале 1960-х годов. Участвовал во многих выставках как единственный в то время график от края. Активно занимался он и оформлением книг.

В сфере станковой графики Чеботарев сразу проявил склонность к сериям листов, многократно отражающих избранную тему. Серии Чеботарева как бы срезают целые исторические пласты. В них открываются гражданская н Великая Отечественная войны, революция в Приморье и партизанская борьба в крае, время коллективизации. Известные п безымянные герои художника полностью принадлежат своей эпохе. Они заняты самым главным, самым нужным для страны в тот пли иной период делом. Они сражаются за революцию п Советскую власть, осваивают Дальний Восток, осуществляют коренные перемены в деревне. Даже дети в станковой серии литографий <Дети гражданской войны> (1962), с малых лет терявшие детство во взрослых заботах о хлебе, посильно, вместе со старшими борются за светлое будущее. Бывший краснофлотец, Чеботарев с душевным трепетом решал драматическую, суровую, как напев <Священной войны>, серию <Морская пехота> (1962). Приморская историческая тематика воплощена в графических сюитах <Юность Фадеева> (1962), <Об Арсеньеве> (1965), <Партизанское Приморье> (1974).

Одна из творческих высот Чеботарева - серия <20-е годы. Великий перелом> (1967). Ему удалось воскресить живое содержание эпохи, ее социальные сдвиги и перемены, начало созидательного этапа революции. Вторым планом всей графической серии видится большая тема сотворения нового мира, новых человеческих отношений. Каждый ее поворот выражен Чеботаревьш через образы-характеры и жизненные ситуации, звучащие то драматически, то просветленно и лирически. Листам присущи психологическая сложность, развернутость и масштабность. Художник любит простор графических серий, чередование, как в романе, подробно проработанных глав-листов.

Произведения Чеботарева вызывают эстетическое чувство крепким рисунком без малейшей приблизительности, композицией, ясной до конца, способной рассказать именно то, что замыслил художник. В этом видна закалка настоящего мастера, не знающего разлада между желанием что-то выразить и умением сделать это. Отсюда, видимо, и идет ощущение гармоничности его творчества.

По удельному весу книжная графика Чеботарева едва ли уступает станковой и ее общественное значение, пожалуй, не меньше. Вместе с литературой <сеять разумное, доброе, вечное> - этой возможностью Чеботарев пользуется достойно и с увлечением. На его творческом счету более сотни оформленных п иллюстрированных изданий. С Чеботаревым связан подъем книжной графики Приморья на высокий профессиональный уровень.

Ваша оценка: Ничего Средняя: 4.6 (5 голосов)

Приморский край